ОТ РЕДАКЦИИ.
Идентичность казаков предусмотрена их политической культурой, которую так старательно стремятся исковеркать нынешние политологи и нынешняя власть – говорит Владимир Петрович Мелихов в интервью Другому Взгляду и подчеркивает, что нынешняя власть является агрессивно антиказачьей.
Мы очень благодарны Владимиру Петровичу, что он согласился дать свою экспертную оценку не только по ситуации связанной с темой разгона оппозиционной путинскому режиму демократической молодежи 5 мая, но и более широко рассказать об отличии казачества от ряженных под казаков провокаторов и сексотов.
Никита Пасечник (Другой Взгляд):
Являются ли реестровые казаки на самом деле казаками? Можем ли мы смело заявить, что реестровые казаки это люди, не имеющие к казачеству никакого отношения?

Владимир Мелихов:

В начале 90-х годов казаки самостоятельно, без помощи власти, смогли сорганизоваться на своих традиционных принципах организации казачьей жизни, создав ряд общественных объединений в виде Кругов донских, терских, кубанских и др. казаков. Данная низовая инициатива самих Родовых казаков вызвала опасения со стороны властей, в том плане, что появилась реальная политическая сила, не вписывающаяся в политическую среду, которая стала формироваться в 90-х годах. Данная самоорганизация происходила на базе Родовых казаков – тех, кто являлся потомком Казачьего народа. Первоначально, Российская власть, еще при Ельцине, признавала это и даже выпустила Закон о реабилитации репрессированных народов, в число которых, как исторически сложившаяся культурно-этническая общность были включены и казаки. Этот Закон можно найти в Сети и с ним ознакомиться (ссылка).

Всё, что было указано в этом законе, касалось исключительно потомков казаков, и никого другого. На основании этого Закона было возможно возродить местное самоуправление на казачьих принципах, т.е. на принципах прямой демократии. Однако, это было сочтено опасным и данный закон стал дополняться подзаконными актами, которые привели к тому, что изначальный Закон был полностью выхолощен и впоследствии, в 1995-м году, подменен уже Указом о реестровом казачестве. Согласно ему, в казачьи общества могли записаться все желающие граждане РФ, вне зависимости от национальности и региона проживания. Тем самым, первоначальный Закон о реабилитации репрессированных народов в отношении казачества терял всякий смысл. Этническая общность была подменена некими полувоенными формированиями и никакой речи об их реабилитации (в плане возвращения земли, восстановления национально-территориальных границ и т.п.) речи уже не могло быть, т.к. невозможно реабилитировать тех, кто к казачеству никакого отношения не имел, а, согласно нового Указа о реестре, в него «вступил».

После Указа о создании реестрового казачества многие казаки из данных обществ вышли. Но некоторые остались. Поэтому в реестре есть реальные потомки казаков, но по бо́льшей части там находятся люди, никакого отношения к казакам не имеющие и не являющиеся потомками казаков. В особенности это касается регионов, никогда не бывшими районами традиционного проживания казаков, как та же Москва и другие города Центральной России, откуда кстати и были те погромщики, которые гоняли молодёжь 5 мая.

Никита Пасечник (Другой Взгляд): 
Можем мы говорить, что казаки это народ?

Владимир Мелихов:

Если посмотреть карты 15-17 веков, то на них можно четко увидеть, как наряду с указанием Московского Царства и ряда других государственных образований отдельно выделялись, к примеру, земли Донских казаков. На картах Российской Империи, которые отражали этнический состав народов Российской Империи мы можем увидеть перечни народов, там фигурируют, например, малороссы, белороссы, великороссы, грузины армяне и др. – а наряду с ними, в качестве отдельного народа, – и казаки.

Практически весь казачий народ, согласно законам Российской Империи, вошел в состав военного сословия, которое традиционно стали называть казачьим. Такова была форма существования народа в исторических условиях того периода. Но казаки сохраняли свое национальное самосознание и входя в состав других сословий. Они могли быть и дворянами, и священниками, и купцами, оставаясь при этом казаками.

После крушения Российской Империи и прихода к власти большевиков, ускорились ранее начавшиеся процессы деления восточного славянства на отдельные народы. Великороссы превращаются в русских, малороссы – в украинцев, белоросы – в белорусов, и получают свои республики, а казаки – будучи непримиримыми противниками Советской власти и активными борцами с ней в период Гражданской войны – лишаются данного права и вычеркиваются из перечня народов. Хотя, в начале 20-х годов, ряд статистических изданий советской России ещё отображает казаков как народ.

Никита Пасечник (Другой Взгляд):
В чем народная общность казаков, проживающих в одном месте и в разных местах, в чем их идентичность?

Владимир Мелихов:

Идентичность казаков предусмотрена их политической культурой, которую так старательно стремятся исковеркать нынешние политологи и нынешняя власть. В представлении обывателя рисуется картина казачьего этноса в виде воинского сословия, с присущими ему атрибутами – казачьими песнями, плясками и военной формой. А это абсолютно не отражает главного, а именно того, что я сказал в начале – политической культуры казаков. В чем ее смысл?

На протяжении веков, местное самоуправление в округах, станицах и хуторах оставалось прежним. А именно: осуществлялись выборы атаманов (по-современному – глав администраций районов и поселков), осуществлялись выборы станичного совета (в современной жизни – это депутаты), избирались даже судьи, в ведении которых было рассмотрение тяжб, подсудных округам, станицам и хуторам. Выборное начало сохранилось даже после того, как Петр Первый, в начале 18 века, частично урезал казачьи вольности, заменив выборного Войскового Атамана Атаманом Наказным, назначаемым Императором. Основой мировоззрения казачьего этноса являлась личная свобода и демократические принципы управления в тех местах, на которых казаки проживали. Любое решение принималось   на станичных сходах казаками, живущими на данной территории.

Кроме этого, на протяжении веков у казаков выработался своеобразный государственный склад ума, который позволял им очень быстро не только самоорганизоваться, но и определить при этом лучшие кадры для предоставления им полномочий для осуществления власти на своих территориях.

Казалось бы, простая казачья присказка – «лучший среди равных во власти» – несет в себе глубокий смысл. Согласно ей, все казаки, вне зависимости от должности, звания, равны между собой в своих правах и свободах. И при этом выборную должность может занять именно тот казак, который обладает лучшими способностями для реализации их на данной должности.

Никита Пасечник (Другой Взгляд):
Советские кубанские казаки, (воинские подразделения, в том числе участвовавшие в параде победы) это казаки?

Владимир Мелихов:

До 1936 года, согласно Постановлению Советского Правительства, казаков в Красную армию не призывали. Ограничения по призыву в Красную армию были сняты отдельным постановлением Правительства в 1936 году – в соответствии с ним, с этого момента, казаков стали призывать в Красную армию. Сталиным была предпринята попытка воссоздать казачьи воинские подразделения, для которых даже была создана специальная форма – донская, кубанская и терская.

Однако, создать чисто казачьи подразделения советскому руководству не удалось по причине недостаточного количества самих казаков после почти 20 лет советской репрессивной политики по отношению к ним. Поэтому в эти части стали призывать не столько казаков, сколько людей, просто проживавших на казачьих землях. Но к казакам по большей части они не имели никакого отношения, многие из них были переселенцами, которые начали прибывать на Дон в ходе «расказачивания», «борьбы с кулаками», «коллективизации», когда казаков массово выселяли со своих земель в Казахстан и Сибирь , а на их место привозили крестьян из различных губерний.

В 1940-м – и в начале 1941-го года в ходе сокращения кавалерии в Красной армии “казачьи” дивизии по большей части были расформированы и даже упразднена казачья форма. Лишь с началом войны о казаках вспомнили в пропагандистских целях – “казачьими” в советской пропаганде стали зачастую именовать обыкновенные кавалерийские части. В конце 1941 – начале 1942 года советские власти предприняли попытку создания “казачьих добровольческих” соединений. Если сначала они формировались из уроженцев юга России, то с 1942 года, после отступления Красной армии с Дона, Кубани и Терека, они стали комплектоваться призывниками из тыловых советских районов, не имевших ни малейшего отношения ни к казакам, ни к казачьим землям. К концу войны настоящих казаков в этих “казачьих” частях практически не было. Именно такие призывники со всего СССР и фигурировали в Москве на параде Победы в 1945 году в форме советских «кубанских казаков».

Никита Пасечник (Другой Взгляд):
Те, кто нагайками избивали молодёжь во время митинга 5 мая это были казаки или ряженный под казаков сброд? 

Владимир Мелихов:

Все последнее время внимание демократической общественности было приковано к теме жестокого разгона 5 мая оппозиционной молодежи на акции протеста, приуроченной к инаугурации В.В. Путина на пост президента Российской Федерации.

Избиение казаками молодёжи 5 мая

Фотографии и видео действий зверского вида персонажей в кубанках, с нагайками, с шевронами «…казачий полк…», «…сотня…» или даже «Центральное казачье войско»

Центральное Казачье Войско

заполнили интернет и вызвали общее возмущение. Все бросились говорить, писать и снимать сюжеты о казаках.

Но лишь немногие разумные люди брали слово «казаки», применительно к этому случаю, в кавычки или оговаривались, что они не знают – кто эти люди и являются ли они казаками на самом деле. Лишь единицы говорили прямо – это ряженые и весь их якобы спонтанный «патриотизм», выразившийся в избиениях оппозиционеров, такой же фальшивый, как и весь «патриотизм» нынешней власти.

Но подавляющее большинство комментаторов удовольствовалось всплывшими из советских книг и фильмов примитивными лозунгами и штампами: по отношению к Путину – «Он нам не царь», а к казакам – «нагаечники», «палачи» и «сатрапы».

Выводы также были однообразны – власть Путина должна быть сметена, а с ним должны быть сметены и казаки.

При этом, пишущие и выступающие новоявленные «специалисты по казакам», в массе своей не только самым очевидным образом не понимали некорректность подобных исторических сопоставлений, но даже не могли толком разобраться в вопросе – кто такие казаки сегодня и какое отношение к ним имеют вышеуказанные «казачьи» организации.

Очень жаль (хотя, в общем, это уже не удивляет), что подобный примитивизм и пещерное невежество преобладает в среде не только обывательской, но и в среде, вроде бы просвещенной и образованной – в среде демократической и либеральной общественности. Ведь такой примитивизм, высокомерие и чванливость уже сыграли злую шутку с демократической общественностью в 90-е годы прошлого века, когда она не смогла повести страну по пути либеральных реформ и демократических преобразований. А дальше, запутавшись в идеологических штампах, предубеждениях и личных счетах, фактически отошла от власти, отдав её на откуп людям, которые, в очередной раз в нашей истории, ответы на все вопросы видели в построении жесткой авторитарной власти.

То отношение к казакам, которое демонстрирует сейчас демократическая общественность, не изменилось со времен, когда «демократы» были у власти. В первой половине 90-х годов по казачьим землям прокатилась бурная волна подъема казачьего национального движения. Пошли первые ростки возрождения политической культуры казачьего народа и восстановления демократических основ местного самоуправления, которое было казакам свойственно во все времена, кроме советской эпохи. Ведь казаки всегда, даже в Императорской России, имели своё выборное начало – выборных атаманов всех уровней и судей. У казаков, задолго до 1991 года, было настоящее демократическое мышление и ценности – этого тогдашние «демократы» не знали, да и сейчас знать, видимо, не хотят.

Что было сделано с этими ростками начавшегося возрождения? Оно очень испугало «либералов» и «демократов» того времени, потому что исключало их диктат и всевластие по навязыванию своего видения пути «либерализации» России, с её приватизацией и перераспределением земли. Они испугались самостоятельности народа, поднявшегося из пепла предшествующего геноцида, народа, способного без указки сверху решать свою судьбу и судьбу своей земли. Поэтому с первых лет своего существования казачье движение стало предметом «заботы» спецслужб, тогда ещё вполне демократической России. Казаков начали умело уводить от вопросов обустройства своей земли и направлять их энергию на решение внешнеполитических проблем – в Приднестровье, Абхазии, Югославии.
Но и этого «демократическим властям» России показалось мало – чтобы обезопасить свою власть и распоряжаться судьбами людей и казачьей земли по своему усмотрению, они решили подменить казачий народ неким суррогатом – «реестровым казачеством», в которое, согласно законодательству, мог вступить любой (!), без учета этнического происхождения, гражданин Российской Федерации, разделяющий положения устава этой организации.

Настоящих потомков казаков начали активно вытеснять из реестровых «казачьих» организаций, которые стали наполняться откровенным сбродом – людьми, не нашедшими себя в жизни и радующихся появившейся возможности получать хоть какие-то средства к существованию, выходя на дежурства по охране «общественного порядка». Там, где казаки упорствовали и пытались отстаивать свои права, например, право свободно выбирать атаманов – их ломали через колено при активном участии представителей спецслужб, присланных из Москвы, и проводили в «атаманы» людей угодных администрации президента Ельцина.
В таких условиях, процесс казачьего возрождения быстро сошёл на нет, ибо выяснилось, что возвращать землю, права и казачью власть не только никто не собирается, но и любые попытки казаков действовать в этом направлении жестко пресекаются.

Так что удивление демократической общественности появившимся на улицах «казакам» с нагайками, избивающим эту самую общественность, можно объяснить только короткой памятью. Ибо структура их породившая, была создана при «демократической» власти, но до поры до времени она была в резерве, а в правление Путина была лишь усовершенствована и стала более активной. Так что нынешним демократам предстоит расхлебывать то, что создали их предшественники в 90-е.

До принятия закона «О государственной службе российского казачества» в 2005 году и некоторое время после этого – казаки ещё пытались сопротивляться. Это, в основном, приняло форму создания казачьих национально-культурных автономий, но их деятельность была пресечена властями (при полном равнодушии общества), на основании того, что казаки по российскому законодательству не являются этнической общностью. Другие общественные организации казаков были поставлены перед выбором – войти в реестр или быть уничтоженными.

Первоначально, основной функцией сформированного реестрового «казачества», стала помощь власти на местах (в основном в бывших казачьих регионах). «Казаки» фактически занимались тем же, что и в советское время дружинники – поддержанием порядка на улицах. Но затем стали происходить значительные изменения. Даже географически – например, стало резко расти численно Центральное казачье войско в регионах никогда не имевших к казакам никакого отношения (сейчас это 3-е по численности войско после Дона и Кубани). Цель его формирования была ясна изначально – иметь в центре страны резерв для давления на оппозицию без привлечения официальных правоохранителей, но под их прикрытием. Важным моментом для реестра стал 2014 год, когда «казаки» были активно задействованы в событиях в Крыму и, особенно, на Донбассе, куда, в надежде заработать, устремилось множество наёмников, срочно ставших «казаками» путём приобретения кубанок и нагаек в сувенирных лавках. Это опыт, видимо, окончательно убедил Кремль, что при надлежащем руководстве, реестровые «войска» можно использовать не только как средство контроля в казачьих регионах, но и привлекать их к активным операциям. А правильное руководство должно было быть обеспечено привлечением в состав реестра отставных кадров армии и спецслужб (например, нынешний атаман ЦКВ – генерал-лейтенант ФСБ). В дальнейшем, некоторые «казаки» с Донбасса продолжили карьеру наёмников в Сирии, ну а основная масса, конечно, осталась здесь – вот их представители и показали себя на улицах Москвы и других городов 5 мая.

Такова эволюция казачьих организаций в России, в результате которой было скомпрометировано само понятие «казак». Но курс её был задан властью ещё в 90-е. Отличие лишь в том, что если при демократическом правлении «казачьи» организации были предназначены в основном для контроля за настоящими казаками на местах и для направления их активности в нужное для власти русло, то при авторитарной власти Путина, избавленные от настоящих казаков, эти организации превратились в слепое орудие власти, действующее по приказу спецслужб и под их «крышей».

Люди, не имеющие понятия об этом длительном процессе уничтожения казачьего возрождения, в запале оскорбляющие настоящих казаков, грозящие им новым «расказачиванием» и другими карами, наглядно демонстрируют, что не только власть у нас является бездушной и безмозглой, но и оппозиционное сообщество недалеко ушло от неё по злобности и агрессивности. Если бы они составили себе труд изучить суть вопроса, то со всей очевидностью увидели бы, что нынешняя власть является агрессивно антиказачьей. Фактически мы присутствуем при последнем акте геноцида Казачьего народа. Если большевики уничтожили казаков физически, то сегодня идет уничтожение казачьего самосознания, казачьей самобытности, политической культуры и мировоззрения путем фабрикации фальшивых «казачеств».
Чему люди, неспособные в этом разобраться, но претендующие на лидерство или значимую роль в оппозиции, могут научить искреннюю молодежь, вышедшую на улицу, чтобы отстоять своё право на достойную жизнь, свою свободу, личное достоинство – разве что ненависти и злобе, примитивному мышлению и страстям.

Неужели непонятно, что если настоящие казаки объединятся и соединят свои усилия в том, чего так всегда боялись большевики, в своей способности самоуправления и коллективного отстаивания своих прав на своё достоинство и свободу – то на улицы выйдут не мальчики с рюкзачком за спиной, а мужчины, способные дать отпор и распоясавшемуся хулиганью, и беззаконным действиям «охранителей».
И именно для того, чтобы этого не произошло, идёт повсеместное шельмование даже слова – КАЗАК. На это работают как провокации властей, подсовывающих под видом казаков разного рода бандитов и мерзавцев, так и неуместные и неблагоразумные комментарии и сообщения оппозиционеров, которые этих бандитов принимают за казаков и приводят примитивные и ложные сравнения, сформированные ещё советской пропагандой. Эта история, похоже, не будет иметь конца – если завтра эти отморозки в папахах начнут нагайками бить протестующих против свалок в Подмосковье, или набросятся на школьников и студентов, которые в очередной раз захотят сказать «Нет!» курсу власти, лишающей их нормального будущего, то вновь все завопят не о паскудности власти, организовавшей это, а о казаках, якобы эту власть защищающих, всё более и более уводя от ясного понимания сути происходящего. Возможно, это делается и вполне осознанно – с целью поддержания недоверия и вражды в среде и так разобщенной оппозиции.

Это делается не просто так – всё очевидней становится стремление нынешнего режима развязать нешуточное противостояние внутри нашего общества. Сил ввязаться в какую-либо ещё международную авантюру у нынешней системы уже нет, да и всё усиливающая международная изоляция России этому не способствует. Так что переключить внимание общества на очередной победный поход за границей – не получится. Остается конфликт внутренний, поиск и уничтожение «врагов народа», который помог бы разгромить всю оппозицию и закрепил бы власть нынешней группировки ещё на какое-то время.

Поэтому и появляются – то одетые в камуфляж мерзавцы, которых называют «казаками», то НОДовцы, то кургиняновцы, якобы являющиеся частью гражданского общества – но первые не являются казаками, а вторые – не являются частью гражданского общества.

От Редакции.
Национально-освободительное движение (НОД) было создано депутатом от «Единой России» Евгением Фёдоровым как ответ властей на «Марш миллионов» 6 мая 2012 года — знаменитый митинг на Болотной площади. Деятельность НОД выражается в распространении своей необольшевицко-националистической идеологии и изменении в эту сторону общественного сознания, противодействие «цветным интервенциям», «разведка» противников «суверенитета», защита президентской вертикали власти. Участники НОД отметились рядом провокаций и нападений на оппозиционных активистов, в том числе на Михаила Михайловича Касьянова. В 2015 году НОД присоединился к движению «Антимайдан»
Основной задачей движения провозглашается освобождение Российской Федерации от колониальной зависимости Запада и в частности США путём восстановления суверенитета через референдум об изменении Конституции.
НОД выступает в поддержку «Новороссии». Участники НОД принимали участие в событиях в Крыму, и вооружённом конфликте на востоке Украины.
На парламентских выборах 2016 года Евгений Фёдоров стал победителем праймериз Единой России по партийным спискам.
Кургиняновцы – сторонники режиссёра и телеведущего Сергея Кургиняна – ярого апологета СССР. В 1988 году он вступил в КПСС, чтобы по его словам попытаться остановить распад СССР. Политически и морально поддержал ГКЧП, вскоре после провала путча опубликовав статью «Я — идеолог чрезвычайного положения». В ходе событий сентября — октября 1993 года находился в здании Верховного Совета.
В начале 2011 года создал и возглавил «патриотическое» движение Суть Времени, в которое вошли сторонники красного необольшевицкого реванша и восстановления СССР, собравшиеся вокруг цикла передач «Суть времени».
В декабре 2011 года дважды публично сжёг белую ленту – символ протестного движения в России.
Движение проводило множество митинговой активности в Москве.
Кургинян с уважением относится к Ленину, Сталину и Берии, ненавидит Запад, считает, что единственно возможная форма существования для нашей страны это империя большевицкого типа как «союз равноправных народов», а русский народ должен играть в ней главную, государствообразующую роль и стать её ядром, вокруг которого собираются другие народы для противостояния «отживающему и загнившему» Западу.
В июне 2014 года Кургинян с соратниками прибыли в Донецк и участвовали в руководстве захвата востока Украины, а его движение Суть Времени политически поддержало «Донецкую и Луганскую Народные Республики».
В настоящее время Кургиняновцы ведут активную пропагандистскую деятельность в зоне конфликта, координируют поставки техники и частей огнестрельного оружия «ополченцам». Члены движения также участвуют добровольцами на стороне ДНР в батальоне «Восток». В вооруженном конфликте принимает участие собственный добровольческий отряд движения — «Суть Времени». В мае 2015 года миссия «Сути времени» в полном составе перешла в Отдельный батальон специального назначения (ОБСпН) «Хан».
Движение придерживается жёстко антилиберальных взглядов, на выборах формально или неформально поддерживает КПРФ и Путина.

Все они – часть нынешней системы, часть репрессивной и пропагандистской машины, предназначенной только для одного – для сохранения власти тех, кто у этой власти сегодня находится. Бездумно участвовать в работе приводных ремней этих машин, что мы увидели в эти дни со стороны части оппозиции – это либо глупость, либо безумие.
И пока это не будет осознано оппозицией, пока она не станет более выдержанной и терпимой ради достижения целей, которые могут объединить всех вменяемых людей– восстановление демократических основ существования нашего общества, соблюдение Конституции и законов Российской Федерации – до тех пор дело не сдвинется с мертвой точки.

И последнее. Во многих комментариях слышится: «а где же настоящие казаки, почему они не приедут в Москву и не поставят «ряженых» на место?»

Подобные восклицания только подтверждают сказанное мной выше. Из 4,5 млн. казаков, проживавших в Российской Империи до 1917 года, после осуществленного геноцида, на сегодня их потомков осталось не более 200 тысяч человек. Как правило, большинство из них живут на казачьих землях и все их силы устремлены на элементарное выживание на своей земле, на борьбу с тем произволом, что утвержден на ней нынешней властью. Ездить по городам и весям страны – гонять гопников, выряженных под казаков, – абсолютно бессмысленно. Тех же из казаков, которые активно участвуют в общественной жизни, не только казачьего сообщества, но и всей страны, безжалостно преследуют и создают им невыносимые условия жизни.

Примером тому служит созданный нами Мемориал в станице Еланской «Донские казаки в борьбе с большевиками» (ссылка), ставший точкой сборки всех здравомыслящих казаков, да и не только казаков, а всех людей, живущих на казачьих землях.

Мемориал в станице ЕланскойКазакиКазачествоЕланскаяНастоящие казакиСтаница ЕланскаяКазак МелиховМелихов

10 лет непрекращающихся преследований, более 400 судебных заседаний по разным сфальсифицированным уголовным и административным делам, обвинения в экстремизме, осуждения, незаконные обыски и т.д. и т.п.

Многие из осуждающих казаков и призывающих их «приехать в Москву» живут такой жизнью?

Поэтому будьте благоразумны, советская власть у казаков отняла всё – их жизни, их будущее, их свободу. Сегодня власть забирает последнее, что осталось у их немногочисленных потомков – их достоинство и имя к а з а к, обряжая своих клевретов в подобие казачьей справы. Не становитесь частью этой власти в своем безумии и безрассудстве относительно казаков.

Так наше общество может окончательно потерять тех, кто на протяжении веков сохранял демократические устои своей жизни, жил по принципу «лучший среди равных во власти». Кто ценой своей жизни отстаивал эти принципы, ставя во главу угла основное из своего мировоззрения: самая большая ценность государства – это человеческая жизнь, его свобода и достоинство.

ОТ РЕДАКЦИИ:
Трёхтомник “История России XX век” под редакцией А. Б. Зубова. раздел 1.1.4. так говорит о казаках:
На окраинах Империи земледелием занимались казаки – особое военное сословие, составлявшее 2,3% населения России (ок. 3 млн.). Многие годы ведут историки и этнографы споры об этническом происхождении казаков. Корни казаков тянутся и от диких кочевых племен, издавна обитавших в «Диком поле», и от беглых русских, зачастую староверов. Свободолюбие было главной отличительной чертой казаков. Казаки даже избегали жениться на крепостных, дабы их дети не унаследовали рабскую психологию. Выдержка, темперамент и боевое уменье помогли им освоить огромные территории, включая Сибирь и Аляску. Но казаки чувствовали себя россиянами и все эти земли они открывали для России. Русские цари, начиная с Петра I, старались ограничить самоуправление казаков, однако общественное устройство их жизни сохранило демократические элементы. Немногие казаки были дворянами. Основная же их часть являлась свободными сельскими обывателями. Казаки несли сторожевую службу на границах государства, а во время серьезных войн призывались на фронт. На собственные средства они должны были приобретать строевого коня, а также полное снаряжение и обмундирование. Казачество служило за предоставленную ему Императором землю. Величина казачьего надела в начале ХХ в. колебалась от 20 до 40 десятин, что было намного больше, чем у крестьянина. Закон 1869 г. «О поземельном устройстве в казачьих войсках» предполагал отвод 30 десятин удобной земли «на каждую мужского пола душу казачьего сословия». На обширных пространствах от Дона до Амура к концу XIX в. несли службу 11 казачьих войск. Наиболее многочисленными из них были Донское, Кубанское и Оренбургское. Когда Россия присоединяла новые земли, на них часто создавали новые казачьи войска. Так, при Александре II на включенных в состав Империи Дальневосточных и Среднеазиатских окраинах были образованы Амурское (1858), Семиреченское (1867) и Уссурийское (1889) войска. Каждое казачье войско и каждый полк имели свои знамена. Войско делилось на станицы, состоявшие из одного или нескольких казачьих поселений, именуемых хуторами или поселками. Площадь владений каждой станицы составляла её станичный юрт, а все лица войскового сословия, живущие в юрте, составляли станичное общество. Общественное управление казачьих станиц регулировал закон 1891 г., согласно которому выбирались станичные атаманы, казначеи и судьи. Их выбирали в малых станицах станичные сборы казаков-домохозяев, а в больших – выборные от 5-10 дворов. Высшие органы военно-административного управления казачества назначались правительством. Каждое войско возглавлял наказной атаман. С 1827 г. атаманом всех казачьих войск считался наследник престола. Самой большой из казачьих областей была Область войска Донского, стоявшая вне губернской системы. Вооруженные силы казаков состояли из служилого состава, который исполнял воинские обязанности мирного и военного времени, и войскового ополчения, создававшегося только для участия в масштабных военных действиях. Основная казачья служба продолжалась два десятилетия – с 18 до 38 лет. Существовало три разряда служилого состава: приготовительный (3 года), строевой (12 лет), запасной (5 лет). После этого казак становился отставным и мог призываться только в ополчение. Понятие воинской чести имело для казака особое значение. Случаи трусости и дезертирства среди них были большой редкостью. Из терских и кубанских казаков формировался Собственный Его Величества конвой, постоянно находившийся при Императоре. На рубеже XIX-XX вв. у казаков появилась новая обязанность – их стали привлекать для разгона революционных митингов и демонстраций. Без пострадавших разгоны демонстраций обходилось редко, и не всем казакам такая служба была по сердцу.
После падения самодержавия и большевицкого переворота началось систематическое и планомерное расказачивание. Расказачивание — политика, проводившаяся большевиками в ходе Гражданской войны и после неё , направленная на лишение казачества самостоятельных политических и прочих прав, ликвидацию казачества как социальной, культурной общности. Политика расказачивания вылилась в массовый красный террор и репрессии против казаков, выражавшиеся в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц, натравливании иногородних на казаков. В процессе расказачивания также проводились реквизиции домашнего скота и сельскохозяйственной продукции, переселение бедняков из числа иногородних на земли, ранее принадлежавшие казакам. В последствии советская власть проводила сложный и многослойный процесс сословного и этнического геноцида казачества – перевода казаков в иные народы, сословия и лишения их специфических черт – особенностей самосознания, культуры (с заменой на суррогат), уничтожения любой памяти о казачьих правах и свободах.
О расказачивании читайте трёхтомник “История России XX век” под редакцией А. Б. Зубова, главу 2 Война за Россию (октябрь 1917 – октябрь 1922), раздел 2.2.42.
Нас было мало, слишком мало,
От вражьих толп темнела даль;
Но твёрдым блеском засверкала
Из ножен вынутая сталь.
Последних пламенных порывов
Была исполнена душа,
В железном грохоте разрывов
Вскипали воды Сиваша.
И ждали все, внимая знаку,
И подан был знакомый знак…
Полк шёл в последнюю атаку,
Венчая путь своих атак…
Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская

Казаки

Последняя Атака. Сергей Александрович Гавриляченко.

Цымлянская станица 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Цымлянская станица 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.
..Мой милый край, в угаре брани
Тебе я вымолвил — прости;
Но и цветам воспоминаний
Не много лет дано цвести.
Какие пламенные строфы
Напомнят мне мои поля
И эту степь, где бродят дрофы
В сухом разливе ковыля?..
Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская

Улица в Кумшацкой станице 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.
…Как счастлив я, когда приснится
Мне ласка нежного отца,
Моя далекая станица
У быстроводного Донца,
На гумнах новая солома,
Внизу поемные луга,
Знакомый кров родного дома,
Реки родные берега,
И слез невольно сердце просит
И я рыдать во сне готов,
Когда услышу в спелом просе
Вечерний крик перепелов,
Увижу розовые рощи,
В пожаре дымном облака
И эти воды, где полощет
Заря веселые шелка.
Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская

Стрижка овец. Цымлянская станица 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Семиреченский Казак 1912. Цветной снимок сделан Сергеем Михайловичем Прокудин-Горским. Профессор Прокудин-Горский (1863 – 1944) — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель и издатель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Сбор казаков в хуторе Гнутовом Есауловской станицы 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Проводы донских казаков на службу. Сентябрь 1876 г. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Проводы Казака в Поле 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Улица в праздник на виноградных садах в районе хутора Потайной. Земля войска Донского, станица Цымлянская 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Плакат времён Гражданской Войны и расказачивания 1918.

Перевоз через Дон во время ярмарки Спасовской-Цымлянской 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Кумшацкая станица общий вид 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Одной из идей затопления поймы реки Дон вероятно было безвозвратное уничтожение Донских казачьих станиц, то есть искоренение значительной части донского казачества. Станицы 2-го донского округа, расположенные в бассейне будущего водохранилища, были самыми последовательными в своей борьбе с большевиками. Новую власть в 1918 здесь не встречали хлебом-солью. Именно отсюда, из станицы Нижне-Курмоярской, началось казачье восстание против большевиков. Карта станиц Дона (1941 г.) показывает планируемые места затопления Цимлянским водохранилищем в 1952 г. Только по официальным данным данным было затоплено более 50 станиц. На месте донских станиц в Волгоградской и Ростовской областях образовано Цимлянское водохранилище. Площадь 2700 км², объём 23,9 км³, длина 180 км, максимальная ширина 30 км, средняя глубина 8,8 м. Водохранилище образовано в процессе строительства Цимлянской ГЭС. Строительство ГЭС началось в 1948 году. Заполнено в 1952—1953 годах. В зону затопления водохранилища кроме станиц попал и исторический памятник хазарская город-крепость Саркел. На месте устьевых участков основных притоков Дона — рр. Цимлы, Чира и других — образовались заливы шириной до 5 км и длиной 15—30 км.

Казачье семейство Цымлянской станицы. На лестнице стоит Болдырев Иван Васильевич 1875-1876.

Казачье семейство в праздник 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Казачки поливают огороды 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Казачки носят кизяки в Катух Сарай Цымлянская станица 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Казачка промазывает на зиму щель вокруг наличника 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.
Я знаю, не будет иначе.
Всему свой черед и пора.
Не вскрикнет никто, не заплачет,
Когда постучусь у двора.
Чужая на выгоне хата,
Бурьян на упавшем плетне,
Да отблеск степного заката,
Застывший в убогом окне
И скажет негромко и сухо,
Что здесь мне нельзя ночевать
В лохмотьях босая старуха,
Меня не узнавшая мать.
Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская

Казачка, перебирающая виноград. Цымлянская станица 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Молодая казачка в праздничном костюме1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Казачка в “Донской Шубе” 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Казаки танцуют под скрипку 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.
Можно жить еще на свете,
Если видишь небеса,
Если слышишь на рассвете
Птиц веселых голоса,
Если все дороги правы
И зовет тебя земля
Под тенистые дубравы,
На просторные поля.
Можешь ждать в тревоге тайной,
Что к тебе вернется вновь
Гость желанный, гость случайный
Беззаботная любовь,
Если снова за стаканом
Ты в кругу своих друзей
Веришь весело и пьяно
Прошлой юности своей.
Можно смерти не бояться
Под губительным огнем,
Если можешь управляться
С необъезженным конем,
Если Бог с тобою вместе
Был и будет впереди,
Если цел нательный крестик
На простреленной груди.
Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская

Отряд казаков во время Первой Мировой войны.

Казаки 1 Екатеринбургского кошевого атамана.

Казак, продающий цымлянское вино 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Казак Императорского Конвоя. Фотография из коллекции дореволюционных цветных снимков ялтинского фотографа Петра Ивановича Веденисова (1866-1937). Сохранилось 150 цветных стеклянных пластин Петра Веденисова, созданных с 1909 по 1914 гг.
Донской казак тридцати лет от которого Иваном Васильевичем Болдыревым были записаны песни 1875-1876.

Как когда-то над сгубленной Сечью 
     Горевал в своих песнях Тарас, — 
     Призываю любовь человечью, 
     Кто теперь погорюет о нас? 
      
     Но в разлуке с тобой не прощаюсь, 
     Мой далекий отеческий дом, — 
     Перед Господом не постесняюсь 
     Называться донским казаком.

Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская

Донские казаки во время Первой Мировой Войны. Фотография сделана в фотоателье.

Дон у переправы Цымлянской станицы 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.
Над ковыльной степью веет
Жаркий ветер суховей,
И донская степь синеет
С каждым часом горячей.
И опять в полдневной сини,
Как в минувшие века,
В горьком запахе полыни
Вековечная тоска.
Знаешь ты о чем тоскует
Эта горькая полынь?
Почему тебя волнует
Эта выжженная синь?
И тебе, рожденной где-то
В европейском далеке,
Так знакомо это лето
В суховейном ветерке?
Почему счастливым звоном
Вся душа твоя полна,
Как полна широким Доном
Эта легкая волна?
Почему у перевоза
И песчанных берегов
Ты почувствуешь сквозь слезы
Дочериную любовь
И поймешь, моя родная,
Возвращаяся домой,
Что нет в мире лучше края
Чем казачий край степной.
Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская

Девочки шьют платья 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Девицы в кубиляках – донской нарядный костюм 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Два солдата казака в Урге 1907-1915. Цветная фотография сделана Сергеем Михайловичем Прокудин-Горским.

Возвращение казаков с ярмарки в Цымлянскую станицу 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Базар в праздник в Цымлянской станице 1875-1876. Фотограф – казак Цымлянской станицы Иван Васильевич Болдырев.

Казаки

Cемиреченское казачье войско. Гражданская война.
В эту ночь мы ушли от погони,
Расседлали своих лошадей;
Я лежал на шершавой попоне
Среди спящих усталых людей.

И запомнил и помню доныне
Наш последний российский ночлег,
Эти звезды приморской пустыни,
Этот синий мерцающий снег,

Стерегло нас последнее горе, –
После снежных татарских полей, –
Ледяное Понтийское море,
Ледяная душа кораблей.

Поэт Николай Николаевич Туроверов – донской казачий поэт из станицы Старочеркасская
Источники изображений: LiveJournal, Culture-Art.ru, war-only.comuniverse-tss.su, Cameralabs, sarkel.ru, svarga.tv, russian7.ru, perunica.ru, Историкuniverse-tss, Boston Herald, culture.ru, Руская Вера